Всего информации:
  • Публикации: 621
  • Документы: 1003
  • CD-Rom: 6
  • Ссылки: 353

Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне. (Аналитическое пособие)

Взаимодействие малых предприятий с крупным производством на региональном уровне. (Аналитическое пособие)
Место и год издания
Москва , 1998
Автор
Институт стратегического анализа и развития предпринимательства
Объем
282 страниц
ISBN
ISBN 5-8074-0008-9
Рубрикатор
Просмотров
20123. Загрузок: 4677.
Идентификатор документа
3591

Загрузить:

10420.doc 10420.doc 1 909,50 Kb 10.10.2017

Аннотация:

Вклад малых предприятий в валовой внутренний продукт России невелик и остается заметно ниже аналогичного показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Россия существенно уступает этим странам и по степени "насыщенности" малыми предприятиями на 1 тыс. жителей и по прочим показателям. Крайне негативно выглядит и картина распределения малых предприятий по отдельным регионам субъектам Российской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами существует большое количество территорий, где развитие и самого малого предпринимательства, и систем его государственной и общественной поддержки находится в зачаточном состоянии и не оказывает практически никакого влияния на процессы регионального социально-экономического развития.
Серьезную озабоченность вызывает и то, что стабилизация и даже сокращение числа малых предприятий в российской экономике не сопровождается ожидаемыми сдвигами в его отраслевой структуре, в первую очередь, в направлении повышения удельного веса МП производственной и инновационной направленности.
Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффективности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственной и общественной поддержки малого предпринимательства. По существу, несмотря на известные институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предпринимательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» этапа в развитии российского малого предпринимательства. В осуществляемых мерах поддержки есть некая негативная тенденция изоляции малого бизнеса, его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ; недостаточно понимание того, что долговременное стабильное развитие МП тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных и крупнейших предприятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного кооперационного и иного взаимодействия с малым и средним бизнесом.
Неудовлетворительно обеспечивается взаимоувязка мер поддержки малого бизнеса с другими направлениями политики реформ, в частности, с приватизацией, конверсией, перестройкой налогово-бюджетной системы, мерами социальной защиты населения и пр.
Еще более сложная ситуация характеризует региональное и местное звено политики развития и поддержки малого предпринимательства. Здесь хроническая нехватка средств усугубляется отсутствием соответствующей нормативно-правовой базы, формальным подходом к разработке и реализации соответствующих региональных целевых программ, отсутствием или слабой подготовленностью региональных (местных) администраций по делам малого бизнеса, недостаточно активной деятельностью общественных ассоциаций малого бизнеса и их слабым взаимодействием с целевыми государственными структурами.
Все это делает исключительно важной и актуальной реализацию программ, нацеленных на радикальное улучшение практики поддержки малого бизнеса в регионах России. Такие программы позволят разработать и практически реализовать более современные системы и практические меры поддержки, ориентированные на новые источники необходимых средств, новые организационные формы работы, а также на профессионально зрелые и, значит, более эффективно действующие государственные и общественные структуры. При этом становится возможным "тиражирование" результатов исследований, т.е. адаптация предлагаемых моделей поддержки малого бизнеса на региональном уровне к специфическим условиям различных типов регионов России.
Целью настоящего исследования стала подготовка целостной модели государственной и общественной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, в том числе через активизацию взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Работа выявляет наиболее эффективные пути преодоления негативных факторов, препятствующих более активному экономическому взаимодействию крупного и малого предпринимательства как существенной предпосылке стабилизации и подъема регионального звена российской экономики. Исследование включает в себя также обоснование возможностей и путей "тиражирования" указанной модели поддержки малого предпринимательства и ее основных результатов, т.е. возможностей и практических путей адаптации предлагаемых мер поддержки малого бизнеса к специфическим условиям различных типов регионов России.
Настоящая работа подготовлена по результатам компонента "Разработка механизмов взаимодействия малых предприятий с крупным производством на региональном уровне" проекта «Пилотная программа поддержки и развития малого бизнеса в регионах», выполненного коллективом исследователей Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП), по заказу и при координации ИСАРП.
В составе коллектива исследователей работали: д.э.н. Е.М. Бухвальд, к.э.н. А.В. Виленский (полевые исследования в Сыктывкаре), к.э.н. В.А. Приписное, Т.Е. Обыдённова (полевые исследования в Воронеже и Борисоглебске), к.э.н, А.В. Авилова (обобщение зарубежного опыта), д.э.н. А.Ю. Чепуренко (руководитель проекта).
В качестве консультантов большую организационно-методическую помощь оказали: А.Л. Дмитриенко (Воронежский межрегиональный центр поддержки предпринимательства), Е.Г. Шостенко (председатель комитета по труду и занятости населения Администрации Воронежской области), Н.Я. Лаврега (начальник Коми территориального управления ГАК РФ). Кроме того, научными консультантами выступали д.э.н., проф. Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова А.О. Блинов, к.э.н., зам. председателя ГАК РФ А.Г. Цыганов.

Оглавление:

Введение.
Раздел 1.Социально-экономическая характеристика регионов исследования .
г.Воронеж и Воронежская область.
г.Сыктывкар и Республика Коми.
Раздел 2.Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями в контексте российских проблем.
2.1.Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике.
2.1.1.Субподряд: взаимодействие в реальном секторе.
2.1.2.Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе.
2.1.3.Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями.
2.1.4.Венчурный (рисковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства.
2.2.Региональные структуры кооперации крупного и малого бизнеса.
2.2.1.Сети.
2.2.2.Инкубаторы.
2.2.3.Научные парки.
2.2.4.Государственное стимулирование хозяйственных связей между крупным и малым бизнесом на региональном уровне.
2.3.Взаимодействие крупного и малого предпринимательства в информационных экономиках и развивающихся странах.
2.3.1.Страны Центральной и Восточной Европы.
2.3.2.Развивающиеся страны.
2.4.Выводы по зарубежному опыту.
Раздел 3. Обобщение результатов кейс-стади на крупных предприятиях по вопросам взаимодействия малого и крупного предпринимательства.
3.1.Кооперация с малыми предприятиями, созданными при крупных предприятиях (так называемые дочерние и ассоциированные малые предприятия).
3.1.1.Масштабы децентрализации и опыт взаимодействия с дочерними и ассоциированными предприятиями у руководства головных крупных предприятий.
3.1.2.Участие в капитале как основная форма контроля за малыми предприятиями со стороны обследованных крупных предприятий.
3.1.3.Цели и мотивы руководства головных предприятий при создании дочерних и ассоциированных МП.
3.1.4.Оценка руководством головных предприятий эффекта децентрализации через создание дочерних и ассоциированных МП.
3.1.5.Выявленные обследованием проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП.
3.1.6.Ловушки "героического пути" создания ассоциированных и дочерних предприятий на базе крупных предприятий.
3.2.Кооперация крупных предприятий с "внешними" МП.
3.2.1.Оценка руководством обследованных предприятий роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий.
3.2.2.Основные сферы и перспективы взаимодействия обследованных предприятий с "внешними" МП.
3.2.3.Выявленные обследованием проблемы взаимодействия крупных предприятий с внешними МП.
Раздел 4.Проблемы кооперации крупных и малых предприятий глазами малых предпринимателей (данные социологического опроса).
4.1.Характеристика выборки обследования.
4.2.Общая характеристика деятельности малых предприятий.
4.3.Проблемы текущей деятельности малых предприятий.
4.4.Горловые и кооперационные связи малых предприятий скупными.
4.4.1.География и характер хозяйственных связей.
4.4.2.Снабжение.
4.4.3.Сбыт.
4.5.Малый бизнес об эффективности государственной и негосударственной поддержки.
4.6.Выводы.
Раздел 5.Политика региональных властей н других институтов поддержки МП в отношении кооперирования крупного н малого бизнеса.
5.1.Общая оценка состояния малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки в обследованных регионах.
5.2.Позиция и практические действия региональных администраций и иных институтов поддержки в отношении взаимодействия крупных предприятий с МП.
Раздел 6.Выводы и рекомендации.
Приложение. Развитие малого предпринимательства в лесном комплексе.
"КЕИС-СТАДИ" по вопросам взаимодействия крупного и малого бизнеса в г.Воронеже и Воронежской области.
"КЕЙС-СТАДИ" по вопросам взаимодействия крупного и малого бизнеса в Республике Коми.
Анкета для руководителей крупных предприятий "Кооперационные связи между крупными н малыми предприятиями: проблемы, опыт".
Анкета для руководителей малых предприятий "Кооперационные связи между крупными и малыми предприятиями: проблемы, опыт".
Библиография по зарубежному опыту в области сотрудничества малых и крупных предприятий.

Библиотека по регионам


Разделы библиотеки

Авторские права

Все права на материалы, размещенные в Библиотеке, принадлежат авторам или иным владельцам исключительных прав на использование этих материалов. Пользователь не имеет права тиражировать и распространять в коммерческих целях полученные документы. По всем вопросам использования текстов публикаций необходимо обращаться к авторам или владельцам исключительных прав на использование информации.